?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это если не совсем пока за гранью, то явно уже на грани одновременно и рационального, и нравственного. Я постоянно и думать и говорить хочу о возвышенном и духовном, меня ежесекундно берут за загривок и тычут мордой в миску, стоящую у порога вечности, не давая даже взглянуть в щель пусть и самую малость приоткрывшейся двери – Нет, тварь телесная, вылепленная из грязи, о жратве, только о жратве, про иное и помыслить не смей…

Ну, и ладно. О жратве, так о жратве. Вчера я представил вашему вниманию отрывок из замечательного интервью Николая Ускова на «Эхо Мосвы» и как обычно был почти не понят. Читатели принялись рассуждать о проблемах сельского хозяйства, мне же хотелось лишь, кроме изумительной логики крупного ученого и публициста, сумевшего в одном абзаце уместить такое количество прямо противоречащих друг другу утверждений, обратить внимание ещё и на «сыр Верещагина». Собственно, эту милую подробность одна читательница в конце концов всё-таки заметила, но тема не получила достойного развития в том направлении, которое я предполагал, потому позволю себе ещё несколько слов.

Дело в том, что Николай Васильевич Верещагин, которого почему-то сразу начинают всегда представлять как старшего брата художника Василия Васильевича, хотя он и сам по себе является ярчайшей фигурой, действительно имел самое непосредственное отношение к зарождению отечественного сыроварения. Однако получилось это достаточно случайно.

Двадцатидвухлетнему мичману пришлось по чисто бытовым, семейным обстоятельствам выйти с производством в лейтенанты в отставку как раз непосредственно накануне отмены крепостного права. Потому, вернувшись в родовое имение, он поневоле был вынужден задуматься о том, как дальше вести хозяйство в новых экономических условиях и при почти полном отсутствии оборотного капитала.

Правда, ещё года три энтузиазма и крохотных накоплений хватило на то, чтобы позаниматься общественно-полезной деятельностью на уровне земства, однако потом деньги совсем кончились и проблема их зарабатывания встала ребром. Тогда отставной военный моряк из приличной фамилии поступил по нынешним временам довольно странно. Не попытался устроиться на госслужбу, занять какое-нибудь теплое и прибыльное место в Земстве, ещё чего подобного хитрого придумать, а простодушно поехал учиться сыроварению в Швейцарию.

А там, оказавшись на сыроварне, удивился, что туда молоко носят крестьяне со своих личных, часто совсем небольших хозяйств. В России как бы априори считалось, что производство сыра возможно только в хозяйствах крупных, да и то, начавшееся при Петре голландцами сыроварение так ещё и не стало промышленным, более так, некий род гурманского баловства для избранных.

И Верещагин поинтересовался, а кто же у фермеров молоко-то это скупает. И получил разъяснение, что крестьяне не дураки сырое молоко по дешевке продавать. Они объединяются, совместно приобретают оборудование, нанимают сыровара, потом продают уже готовую многократно подорожавшую продукцию, делят прибыль, а управляет всем делом специальный Комитет, избранный открытым и свободным голосованием.

Оба-на! Именно это простейшее и мудрейшее устройство самой примитивной и низшей ячейки общественно производственных отношений и поразило Николая Васильевича до глубины души, а отнюдь не какие-то там особые рецепты или технологические нюансы приготовления швейцарского сыра. И когда Верещагин вернулся домой, то принялся в компании с ещё двумя приятелями, тоже отставными морскими офицерами, организовывать «артели» по принципам модного и зарождавшегося тогда «кооперативного движения».

Подробностей дальнейшей истории я далее излагать не буду, они крайне увлекательны и поучительны, но требуют иного формата. Здесь же ограничусь всего несколькими краткими выводами.

Никакого такого особого изумительного «русского сыра», конечно, Николай Васильевич никогда не изобретал. Попутно, правда, в какой-то момент разработал основы производства «Нормандского» или «Парижского» сливочного масла, позднее в целях борьбы с иностранщиной переименованного в «Вологодское».

А все промышленно-хозяйственные начинания талантливейшего русского ученого, предпринимателя, просветителя, общественного деятеля, просто истинно выдающегося человека Николая Верещагина повалились и закончились полным крахом и разорением.

Россия же так и не стала страной сыра, несмотря на мифические якобы грандиозные объемы экспорта «к 1913 году». И знаменитое масло сейчас в истинном его виде производят совсем чуть-чуть по цене, местным вологодским практически не доступной и даже для состоятельных туристов кусающейся.

Так что, похоже, не понял мудрейший Николай Васильевич, или понял, но слишком поздно, или элементарно не смог своё понимание претворить в реальность, что дело совсем не в сыроварении, его рецептах и технологических нюансах.

То бишь, не надо путать причинно-следственные связи. В Швейцарии не потому хорошо живут, что у них много вкусного и самого разного сыра. А у них много вкусного и разного, не только сыра, потому, что они сумели организовать разумное (естественно, весьма относительно, по скромным человеческим возможностям) и справедливое (понятно, понятно, ещё более относительно, но всё же и здесь хотя бы идущее в правильном направлении) общественно-государственное устройство.

А сыр – это всего лишь такой наглядный и даже в чем-то курьезный показатель упомянутого устройства. «Если в стране нет пятидесяти сортов сыра - страна дошла до ручки». Слова приписывают Сальвадору Дали. Но даже если сказано не им, то всё равно верно. Так что, господа, внимательней следите за ассортиментом.

И, пожалуйста, думайте всё-таки более не о жратве, а о душе. Тогда и приличная жратва приложится.

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
livejournal
12 авг, 2014 14:24 (UTC)
Заметки белорусского осьминога
Пользователь one_versus_all сослался на вашу запись в своей записи «Заметки белорусского осьминога» в контексте: [...] Оригинал взят у в Заметки белорусского осьминога [...]
zoy_ka
12 авг, 2014 14:25 (UTC)
Вы знаете,я за свою жизнь видела,как люди объединялись.по разным вопросам,причинам,но почему то довольно быстро разъединялись.Может у нас,здесь на этой территории что-то не так с мозгами? почему мы все время грыземся друг с другом? я не верю что что-то изменится .Мы злые одиночки (я про себя тоже)..
igo1947
12 авг, 2014 14:27 (UTC)
всё верно, будут глаголом жечь и ждать ц.у. пока на полках в магазине пусто не станет...
(Удалённый комментарий)
Дмитрий Кириллов
12 авг, 2014 15:03 (UTC)
не надо путать причинно-следственные связи
Васильев: ... не надо путать причинно-следственные связи
=========================================

1. Я бы сказал, - не надо путать сущность и явление. Из того же Георгия Фридриховича, но, ИМХО, более широко характеризует взаимодетерминацию.

2. Многие властелюбы Вас не догоняют. Как так получается?
auvasilev
12 авг, 2014 15:14 (UTC)
Re: не надо путать причинно-следственные связи
Я на "Эхе" уже ответил, здесь могу повторить:

По первому вопросу нет смысла дискутировать в комментариях, а второй, прошу прощения, я просто не понял.
Дмитрий Кириллов
12 авг, 2014 16:17 (UTC)
Re: не надо путать причинно-следственные связи
В личном письме я спросил о вузе, который Вы окончили ... Если можно, сообщите. Миропонимание у Вас, на мой взгляд, необычно-всестороннее, этим и обусловлен мой интерес.
auvasilev
12 авг, 2014 16:40 (UTC)
Re: не надо путать причинно-следственные связи
Про институт я Вам там уже ответил, могу ещё раз - филфак МГПИ. Но я его закончил уже скоро будет как сорок лет назад, так что это вряд ли имеет к чему-то какое-то отношение.
Дмитрий Кириллов
13 авг, 2014 06:20 (UTC)
Re: не надо путать причинно-следственные связи
понятно, спасибо
tijd
12 авг, 2014 15:12 (UTC)
меня ежесекундно берут за загривок и тычут мордой в миску

Изящно выражаетесь. Некто написал проще:

Все санкции, вводимые Западом до сего момента тщательно просчитывались, чтобы не затронуть рядовое население - исключительно путинских друзей. А ваш вождь, кормчий, лидер и кто он там ещё - он не Запад нагнул, как вы любите говорить. Он вас рожей в говно макнул. И повозил. Но вам не привыкать, крымваш к тому же.

А про сыр интересно. У каждой настоящей европейской страны должна быть хорошая футбольная команда и свой сорт сыра.
hydrok
12 авг, 2014 16:05 (UTC)
Вот здорово! Всё таки встала Россия с колен, спасибо Путину, всё это есть: "Терек" и "адыгейский"....
baida_grigor
12 авг, 2014 18:09 (UTC)
А вот ежели предположить, что абсолютное большинство граждан России вполне устраивает нынешнее положение вещей(называйте это хоть рожей в гавно, хоть возрождение, сие дело вкуса), что тогда делать? И если оно, население, на речи либералов отвечает-пи&ди, пи&ди, приятно слушать, а теперь пошли вон!
Что тогда? Оставить в покое, подвергнуть гуманитарным бомбардировкам или еще что-то?
tijd
12 авг, 2014 18:17 (UTC)
Простите за ответ вопросом на вопрос, но, как вы думаете, в СССР большинство граждан устраивало положение вещей?

Не знаю, застали ли вы СССР. На всякий случай могу засвидетельствовать, что большинство советских граждан ходило на выборы и голосовало 100% за нерушимый блок коммунистов и беспартийных.
baida_grigor
12 авг, 2014 18:33 (UTC)
Но все-таки? Если люди хочут жить в азиатском безобразии с царем-батюшкой и прочими атрибутами. Оставить их в покое с европейскими ценностями или же попытаться принудить, бо сами не понимают что для них лучше?
СССР я застал, в смысле жил там, но не вполне сознательно . Там имхо была некая разновидность религии. Так что вполне допускаю, что в лучшие годы СССР граждане вполне искренне голосовали.
tijd
12 авг, 2014 19:08 (UTC)
У меня есть ответ на ваш вопрос, но, прежде чем его дать, разрешите задать вам еще один вопрос.

Где именно в Азии существует сейчас, по вашему мнению, "азиатское безобразие с царем-батюшкой"? Бывшие советские республики не предлагать.
baida_grigor
12 авг, 2014 19:14 (UTC)
Не взыщите, я уж спать ложусь . По ночам имею обычай спать. Есть ответ так дайте , а где, да что какая разница. Конкретных русских нужно принуждать к европейским ценностям если они( допустим) этого не хотят? Еще раз подчеркну, это допущения, большинство хотят жить не "как в Европе". Нужно ли их бомбить( опять же к примеру). Спокойной ночи.
tijd
12 авг, 2014 21:17 (UTC)
Пока вы спите, отвечаю по пунктам.

1. Принципы построения свободного демократического общества (разделение властей, система "сдержек и противовесов", свободные СМИ и т.д.) были изобретены в условной Европе, так же, как в Европе был, например, изобретен паровоз. Это не делает их специфическими "европейскими ценностями". В число ныне свободных азиатских стран (по классификации Freedom House) входят, например, Япония (несмотря на вековые традиции поклонения "императору-батюшке"), Монголия (несмотря на вековые традиции поклонения "хану-батюшке") и Южная Корея (в которой ценности почему-то не те, что в Северной Корее).

2. Как узнать, свободно ваше общество или нет? Натан Щаранский предлагает простой тест. Если человек можете выйти на главную площадь страны и открыто критиковать свое правительство, не опасаясь за свою свободу, жизнь, или здоровье, скорее всего он живет в свободном обществе. В противном случае он живет в "обществе страха".

3. В "обществе страха" невозможно узнать, что именно думают люди, потому что там царствует двоемыслие. Никакие опросы и никакие выборы не покажут вам, какой процент населения на самом деле считает своего правителя х**лом. Саддама Хусейна в Ираке в 2002 г. поддержало 100% избирателей при 100% явки. В СССР развитого социализма невозможно было узнать, какой процент населения на самом деле видал в гробу этот самый социализм вместе с Брежневым.

4. Почему "общество страха"? Не только потому, что население боится протестовать, но и потому, что правительство боится населения. Популярным средством борьбы с этим страхом является пропаганда ненависти к "внешнему врагу". Иногда такая пропаганда перерастает во внешнюю агрессию. Поэтому другим странам, особенно соседям потенциального агрессора, имеет смысл приветствовать смену "общества страха" на свободное общество. Теория "демократического мира" говорит, что свободные страны никогда не воюют друг с другом.

5. Каким образом может "общество страха" стать свободным? К сожалению, это возможно только переходом через период нестабильности. Режимы управления, построенные на демократических принципах, являются наиболее стабильными. Но и крайне несвободные режимы тоже по-своему стабильны. Поэтому погоня за стабильностью из несвободного состояния приводит к дальнейшему "закручиванию гаек". Для перехода в свободное состояние неизбежен период нестабильности.

6. Стремятся ли ныне свободные страны "насаждать демократию" в несвободных странах? Не особенно. Издержкой демократии является сменяемость правления, что сужает горизонт планирования. При краткосрочном планировании опасности нестабильности, описанные в пункте 5, перевешивают долгосрочные выгоды, описанные в пункте 4. Никто, например, не пытается демократизировать Саудовскую Аравию, один из самых несвободных режимов. Перебои с поставками нефти того не стоят. Ситуация несколько меняется, когда появляется необходимость утихомирить агрессора.

Выводы для своей страны сделайте сами. Прошу прощения у хозяина журнала за многословие.
baida_grigor
13 авг, 2014 03:54 (UTC)
Спасибо за ответ. По п.2 можно сделать вывод, что мы живем во вполне свободном обществе. "Выйти на площадь" это некий архаический образ, как, впрочем и сам щаранский. Нынче в виде площади выступает электрический интерне. В котором критикуют вполне свободно и зачастую в таких выражениях за которые в реале пришлось бы отвечать не менее архаическим образом:))). Про репрессии к усердным критиканам говорить мудрено.
По п.6 приходится признать, что продвижение западных свобод происходит там где у обобщеного запада присутствуют экономические интересы, не более того. У меня когда-то был диалог с собеседником Ваших взглядов и он как человек честный, был вынужден скрепя сердце это признать. Как пример выступали обширные территории и государства Африки. Где не только свобод нету, но и вполне в порядке вещей отрубание голов оппонентам, массовые убийства и изнасилования на захваченных территориях и прочие ужасы. В ответ от демократических государств максимум слова, а то, не напрямую, конечно, продажа вооружений противоборствующим сторонам. Все просто. Нет там ничего интересного для европейцев.
По поводу КНДР с действительно несвободным образом правления, присутствует такой момент, как обладание некоторым ядерным потенциалом. Северные корейцы, ежели их загонят в угол, вполне способны нанести ядерный удар по союзникам США Японии и южной Корее . А теоретически ядерный заряд может достигнуть тихоокеанского побережья США.
tijd
13 авг, 2014 13:35 (UTC)
К сожалению вы живете в несвободном обществе. Во-первых, площадь не утратила своего значения. Выхода людей на площадь правительство все еще боится больше, чем наличие тех же людей сидящих в Интернете. Во-вторых, "про репрессии к усердным критиканам говорить мудрено" не соответствует действительности, за записи в Интернете можно в наше время получить реальный срок, хотя подобные репрессии пока и не носят тотального характера. В-третьих, помимо неформального теста Щаранского существует и формальный мониторинг уровня политических и гражданских свобод в разных странах негосударственными организациями вроде Freedom House. Согласно Freedom House, политический режим в России характеризовался как "частично свободный" в период 1991-2003 и как "несвободный" в период 2004-2013. Вот более подробные оценки за 2013 год:

1. Полические права: 7 из 40

В том числе

A. Избирательный процесс: 1/12
B. Политический плюрализм: 3/16
C. Функционирование правительства: 3/12

2 Гражданские права: 19 из 60 (-1 по сравнению с 2012)

В том числе

D. Свобода слова и вероисповедания: 6/16
Е. Права ассоциаций и организаций: 4/12
F. Верховенство закона: 2/16 (-1)
G. Права личности: 7/16

В долгосрочных интересах человечества (в том числе России) было бы разоружение КНДР, но затраты на проведение такой операции не оправдывают ее в краткосрочной перспективе. Пока КНДР не перейдет от угроз к настоящим атакам на другие страны, решение этой проблемы будет откладываться. Ваши представления об Африке оставлю на вашей совести.
identi_ty
12 авг, 2014 19:30 (UTC)
Так что вполне допускаю, что в лучшие годы СССР граждане вполне искренне голосовали.
--------------
Мои родители голосовать не ходили, но помню разговоры окружающих, что надо идти пораньше голосовать, потому что "обещали выбросить конфеты "Вишня в шоколаде", шпроты и финскую салями, но дают по одному в одни руки, поэтому пойдем празднично, всей семьей". И даже как-то раз ходила с мамой за этими самыми конфетами. Правда, сначало нужно было проголосовать, иначе ни конфет, ни шпрот:(
yuryper
12 авг, 2014 18:21 (UTC)
"Служили б делу, а не лицам" - вековая (уже двухвековая) недостижимая мечта
alex I.
12 сент, 2014 20:39 (UTC)
Действительно, не надо путать причинно-следственные связи: в Швейцарии не потому хорошо живут, что у них много вкусного и самого разного сыра и даже не потому, что сумели организовать разумное и справедливое общественно-государственное устройство: Марк Твен, путешествовавший по Швейцарии вскоре после Верещагина, но до Первой Мировой, описывает Швейцарию как беднейшую страну, в которой толпы дебилов (следствие йодо-дефицита) держат в хлеву, как скот, а сыновья крестьянина тянут жребий, чтобы определить, кто женится и продолжит род, а все остальные будут ишачить на его семью, чтобы она не умерла с голода - в России, несмотря на все ужасы и отсутствие сыра, до этого не доходило. А организовать разумное и справедливое общественно-государственное устройство удалось только после Первой и, особенно, Второй Мировых войн, когда в Швейцарии осели, часто - безвозвратно, царские, немецкие, еврейские, арабские и пр. миллиарды.
( 22 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel