Вообще-то я начал пользоваться депозитариями ещё в конце восьмидесятых в Штатах, сначала в Нью-Йорке, потом и в Калифорнии, но в основном, конечно, не для хранения наличности, количество которых тогда было слишком скромным, а для некоторых бумажек, чтобы не мотаться с ними по стране. То есть, больше как такой своеобразный вид камеры хранения.
Позднее, с начала девяностых, и в Европе, главная ячейка была у меня в хранилище одного из самых солидных женевских банков. Там ещё в то время была возможность такой номерной, практически анонимной аренды, которой, по-моему, давно уже нет, но врать не стану, последние годы не интересовался по ненадобности. Потом тамошнего начальника отдела частных инвестиций посадили лет на десять за какие-то махинации с как раз русской клиентурой. Я не был причастен никаким боком, даже свидетелем не проходил, да и к депозитарию вся та история не имела никакого отношения, но всё-таки предпочел слинять оттуда по-тихому и далее для подобных целей предпочитал Брюссель и Барселону.
У нас хранилища и ячейки начали всерьез использоваться, если мне не изменяет память, ближе к середине девяностых и очень массово в связи с риэлтерскими делами. Эта схема прекрасно действует и до сих пор, известна любому, когда-либо покупавшему или продававшему квартиру, нет смысла останавливаться подробнее. Упомяну только, что первый депозитарий относительно современного типа, который мне известен и которым активно пользовалась моя тогдашняя фирма «Полиграфжилстрой», находился в подвале обычного жилого дома недалеко от метро «Добрынинская» и производил на всех в то время крайне благоприятное впечатление.
Позднее таких заведений расплодилось, как собак нерезаных, правда сам я ими с годами стал пользоваться всё реже, но, в принципе, никаких претензий у меня к ним не было. Собственно, их и сейчас нет.
Правда, в романе «Все кошки смертны» Сергея Устинова, отнюдь не пустого фантазера в подобных вопросах, довольно подробно и с мельчайшими техническими деталями описано, как можно похитить ценности из чужой ячейки. Но всё же это художественное произведение, и я никому не советовал бы проверять на практике рекомендации писателя. Во всяком случае, ни со мной лично, ни с кем из близких знакомых ничего такого не происходило, так что ещё раз повторю – никаких подозрений и претензий к самой системе депозитарных ячеек, как таковой.
А конкретную историю, которую хочу рассказать, привожу исключительно для развлечения и общего развития читателей. Разве что хочу предупредить, буду возможно, излишне краток и иногда даже намеренно не точен, без излишних подробностей, по естественным причинам, которые, надеюсь, станут всем ясны.
Года три-четыре назад мне потребовалось провести одну сделку. Её участники не то, чтобы особо друг другу не доверяли, просто были не слишком хорошо знакомы, да и интересы там оказались задействованы со всех сторон слишком серьезные. Так что каждый хотел несколько перестраховываться. Немного помудрили и совместно пришли к некой схеме с использованием именно депозитарной ячейки. Там до определенного дня и часа должна пролежать «дипломатка», к которой ни у кого не могло быть доступа. А в определенное время я за ней заезжаю, забираю, привожу, предположим, минут через тридцать в одну контору, передаю содержимое контрагентам, и на том сделка считается совершенной и завершенной ко всеобщему удовольствию.
Каким банком воспользоваться, даже вопроса не возникло. Дело в том, что о сделке, особенно о её технической части, знал, это важно подчеркнуть, что именно знал в силу обстоятельств и своей должности, но совершенно не являлся заинтересованной стороной, человек, всем участником хорошо знакомый и обладавший безупречной репутацией. А служил от третьим лицом в тоже очень солидном банке, имевшим новенький депозитарий, оборудованный по самому последнему слову современной охранной техники, вплоть чуть ли не до распознавания клиента по анализу ДНК.
Я сам, хоть с Алексеем (назовем его условно так) особо не дружил, но общались мы, в том числе и по делам, почти четверть века и относились друг к другу с уважительной доверительностью, во всяком случае, даже и намека на какие-то взаимные упреки не возникало.
И вот всё прошло успешно, вовремя прихожу в банк, меня в хранилище, оказывая особое внимание, сопровождает лично Алексей, вставляет в дверцу ячейки свой ключ, я сую руку в карман за своим, и тут отчетливо понимаю, что забыл его в домашнем сейфе.
Произошло подобное первый и единственный раз в жизни. Объяснить не возможно ничем, кроме незаметно по-предательски подкравшейся старостью. Или внезапным приступом маразма. Но, как бы там ни было, факт есть факт. Ключ дома, ехать за ним и обратно, это минимум пару часов, а меня уже через тридцать минут ждут с «дипломаткой».
Сразу скажу, что никакими особыми финансовыми потерями это не грозило, можно было позвонить и попытаться уладить ситуацию, однако репутационные и нервные затраты скорее всего были бы крайне серьезные. Впрочем, понимаю, что делать нечего, прошу Алексея об отсрочке и начинаю поворачиваться в сторону выхода.
Тут банкир очень внимательно на меня смотрит, видимо, оценивает выражение наверняка позеленевшего лица и говорит подождать минуту. Отворачивается, отходит в угол, связывается с кем-то, как я понимаю, с «самым первым лицом» и начинает бубнить, прикрывая рот ладошкой. До меня доносятся только обрывки разговора, типа, да, да, Васильев, ну, ты ж про него знаешь, да, Юрич, да, с бородой, да, да, тогда в бане, это он…
Короче, действительно меньше чем через минуту вновь приближается и так, довольно неопределенно произносит, мол, подожди, пожалуйста в предбаннике, сейчас постараемся что-нибудь придумать… Я с некоторым недоумением выхожу и располагаюсь на диванчике, рядом со счетными машинками. Вскоре мимо меня проходил некий зверообразный «мужик в пинжаке» размером с приличный платяной шкаф и скрывается в депозитарии.
А ещё буквально через пару минут появляется оттуда Алексей с моей «дипломаткой» в руке. Он больше не смотрел на меня внимательным взглядом, не произносил лишних слов, типа, надеюсь ты понимаешь, что об этом случае… В том и смысл подобных отношений, что есть вещи сами собой разумеющиеся, и договор можно считать заключённым без ненужных зауков и жестов. И мы оба это отлично знали, и понимали, и если кто думает, что я тот договор нынешним своим рассказом нарушил, то глубоко ошибается. А тогда Алексей просто протянул чемоданчик: «посмотри, будь любезен, всё ли на месте?»
Всё на месте, я срываюсь, поскольку уже явно начинаю опаздывать, даже толком не благодарю Алексея (сделал это потом и по всем правилам), мчусь в нужную контору, и сделка завершается без малейших шероховатостей.
Больше всего не хочу, чтобы вы делали какие-то далеко идущие выводы. Просто рассказал историю, и всё.
P.S. Да, совершенно независимо от случившего, я с тех пор больше никогда ячейками не пользовался. Нечего мне там особо хранить. Пустое всё это. О душе нужно больше думать и водку пить. При удачном стечении обстоятельств иногда получается делать это одновременно.
Comments
Или это байки для глупых евреев, пока умные "делают" деньги?
Хотя, чо их делать, если у самых умных - сам печатный станок.
http://ruskline.ru/author/k/katasonov_valentin_yurevich/
Кручу-верчу, статью для прочтения выбрать не хочу.
Edited at 2014-09-02 17:19 (UTC)
А.В.
Спасибо за заботу.
http://deddon.livejournal.com/124418.html
Если вы христианин, конечно.
Вам нужен антихрист, мне - царство Божие на Земле.
Первая из 10 заповедей Господа. Это библия (Пятикнижие), отнюдь не Евангелие. Вы дилетант с надутым самомнением, - пустозвон. Адью.,
Господа или Бога?
Ммм, пятикнижие... Тора, говорите? Пятикнижие будет неполным без устной Торы, Талмуда и Каббалы. Там, грят, самый смак.
Где у меня надуто самомнение? Сколько атмосфер? =)
Адью так адью. Адьютант =).
Edited at 2014-09-03 16:02 (UTC)
Когда я покупал, я сам в чём угодно убедить мог, а когда продавал, предпочитал получить побольше задаток, указать в договоре купли-продажи получение денег ПОСЛЕ регистрации (можно и до, и во-время, но так обычно не соглашались платить), и взять расписку о настоящих условиях сделки и о указании ложных условий в договоре купли-продажи по настоянию Покупателя (в случае, если они отличались). Таким образом у меня была возможность расторгнуть сделку в суде в случае неоплаты, а потеря задатка была гарантией, что никто не будет так шутить. И всё работало, эксцесса не было.
Хотя, вообще, полную гарантию может дать только Господь, в которого я не верю, или пуля, которая веры не требует.
Я тут сам могу гораздо проще историю рассказать - по стандарту банковские сейфы выпускаются с двумя ключами, но при этом очень многие наши банки не парясь клиенту выдают только один. Ну то есть у них остается возможность вскрыть ячейку без всяких разговоров по телефону и "амбалов в пиджаке". Вот это лютый ад.