Как бы крайне скептически я ни относился к среднему интеллектуальному уровню населения любой страны, все равно мне трудно поверить, что сто раз подряд посмотрев и услышав по телевизору о самом лучшем в мире и единственном истинно русском по духу кетчупе «Балтимор», все бегут в магазин срочно покупать эту гадость. Но все мои теоретические сомнения на практике выглядят полной чепухой, поскольку производители продолжают вкладывать бешеные деньги в рекламу, которая многократно успешно окупается. Тайну этого давно мучившего меня противоречия открыл мне еще четверть века назад один американский торговец, когда у нас вся реклама еще сводилась к заклинаниям типа «храните деньги в сберегательной кассе» и «летайте самолетами Аэрофлота», а у них являлась абсолютно признанным двигателем экономике. Сделал он это на примере тоже кетчупа. Мы оказались на гигантском продуктовом складе, где у оптовиков мелкая розница делала регулярные закупки. И стеллажи с сотнями, если не тысячами наименований этого помидорного пюре тянулись буквально на километры. И я выразил полное непонимание, как можно что-нибудь выбрать, как узнать, что здесь лучшее? Американец рассмеялся моей наивности и пояснил, что на самом деле это не имеет ни какого значения, продукция примерно одинакового качества и суть вообще не в нем. Просто приходит закупщик и ищет взглядом то, что недавно показывали по телевизору. Потому, что уверен – именно это будут брать в его деревенской лавочке. А потом, когда покупатель приходит в эту самую лавочку, он уже не видит километры бутылочек с кетчупом, перед ним на полке только те несколько наименований, что только что рекламировали. И, естественно, именно это он и покупает.
То есть, по сути, единственное, что с блеском смогла разрекламировать реклама, это саму рекламу. И работает реклама только до тех пор, пока рекламодатели и торговцы верят в ее силу. Но, поскольку они в ее силу верят, то она и работает. Тут замкнутый круг, который очень просто разорвать, но который никогда не будет разорван потому, что это никому не нужно.
Однако, я ведь, собственно, совсем не о рекламе товаров, а о несколько ином явлении, хотя тоже, по моему мнению, имеющем к рекламе прямое отношение. Имею в виду актуальность новостей и событий в Интернете. Вот среди моих знакомых почти никто вообще не слышал не только о поведении наших молодых хоккеистов после победы на чемпионате мира, но и об этой победе, да и вообще о каком-то там молодежном чемпионате. Я сам, правда, оказался в этом отношении чуть менее темным, даже посмотрел игру с канадцами и, надо признаться, не без удовольствия. Хотя к спорту в принципе отношусь безразлично, а самих профессиональных спортсменов в большинстве и вовсе недолюбливаю. Но я игрок, и обожаю любую азартную игру как таковую, особенно, когда в ней появляется неожиданный сюжет и имеется острый непредсказуемый финал. Узнав же о последовавших в аэропорту событиях, хотел немного поязвить, потому как имелось несколько действительно веселых моментов, типа, как наш тренер стал всех уверять, будто ребята сделали всего по глотку шампанского, или ссылки спортивных отечественных чиновников на показания американского бармена, готового дать показание под присягой, что в его заведении хоккеисты просто не могли и притронуться к спиртному, так как им еще не исполнился 21 год. Но все это тянуло не больше, как на проходной анекдот не самого высокого качества юмора. Потому решил даже не вязаться, том более, что действительно важных и интересных событий, даже несмотря на затянувшиеся выходные, оказалось предостаточно.
Но вот тут как раз и сработал этот самый эффект рекламируемого кетчупа. Но всех новостных лентах, во всех поисковых рейтингах, из всех динамиков, со всех экранов и страниц так и хлещет убежденность, что пьянка наших ребят в Америке есть самое главное, что интересует если не все человечество, то уж население Российской Федерации просто поголовно. Два дня я держался, и вот на третий сломался. Придется выразить свою гражданскую позицию. И на этот раз уже совершенно серьезно без всяких хиханек, и, тем более, хаханек.
Прежде всего, относительно юности спортсменов. Хочу только заметить, что это, может, у них в Америке они еще неполноправные, а у нас, вообще-то, большинство из спортсменов старше тех, из кого состоит в основном наша доблестная российская армия. Так что, если признать их несмышленышами, то придется в ужасе согласиться с тем, что в трудный для родины час все наши жизни вместе с судьбой страны могут оказаться в зависимости от особенностей несовершеннолетнего поведения. Да и без всяких теоретических измышлений мой жизненный опыт говорит о том, что двадцатилетний дурак, он не потому дурит, что двадцатилетний, а потому, что дурак. Так что давайте, оставим все эти скидки на возраст и посмотрим на ситуацию, желательно совсем без эмоций, захлестнувших публику уже, по-моему, более чем актеров, то есть, виноват, спортсменов.
Здоровые дядьки, имеющие по нашему законодательству право вмазать сколько угодно, отметили, как умели, некое важное для себя событие. Но несколько попутали рамсы и не учли особенности места действия. На что им, надо сказать, достаточно мягко указали власти этого самого места и в общем без особого шума и лишних неприятностей отправили домой. Все. Инцидент исчерпан. Ах, да, они еще в трезвом уме и доброй памяти побузили немного прямо на льду и покричали явно казавшиеся им необходимыми слова непосредственно в телевизионные камеры. Фразы были на уровне интеллекта и выражений лиц кричавших. Вот теперь уж точно все.
И с чего же тогда столько шума? А с того, что при этом кто-то почувствовал себя оскорбленным всей этой историей, а кто-то, наоборот, почувствовал себя оскорбленным тем, что кто-то может почувствовать себя оскорбленным всей этой историей. Ну, и понеслось. Уже вовсе не о хоккеистах и пьянке с мелким хулиганством. А об америкосах-пиндосах, чести России, моральных принципах отечественного спорта, патриотизме, либеральных гадах, не ценящих победу родной страны и прочих, обычно сопутствующих вещах, честно говоря, как еще до сих пор про жидов и черножопых не вспомнили, я просто не знаю, разве что только по недоразумению.
Но тут, как истинный патриот, и даже где-то, проникнувшийся последними идеями умного Милова, национал-либерал, должен прямо заявить. Лично меня и мою страну поведение перебравших спортсменов, даже до того, как они успели перебрать, ничуть не оскорбило и совершенно не обидело. Даже когда президент государства, нынче функционировавшего на территории моей страны, при людно, перед телекамерами, на весь мир пообещал отрезать яйца французскому журналисту или что-то там очередной раз сказал про свои любимые сопли, которые надо (или, наоборот не надо, я уже с его соплями давно запутался) жевать, так я и то не оскорбился. Пусть его собственные родители оскорбляются, если они его не так воспитывали, или не оскорбляются, если воспитывали именно так.
Вот меня реально вчера оскорбили, когда за привычный билет на пять поездок в метро взяли на десять рублей больше, чем неделю назад. А к концу месяца, когда счета придут с новыми тарифами за все, так оскорблению просто не будет предела. Но как-то вот на эту тему народ собачится крайне лениво и неохотно. Надо признаться, что множество моих попыток поговорить об этом в Интернете провалилось с треском, даже одного какого-нибудь жалкого и самого краткого комментария мои посты не удостоились. Зато, несколько вскользь брошенных фраз о чем-то, типа скандала с актером Вдовиченко, немедленно вызывают бурю эмоциональной сопричастности и приносят чуть ни всенародную известность. Так что, кетчуп «Балтимор» все-таки заставляет себя покупать и кушать. Вот и я, идиот, сижу и пишу про какую-то муть, и стыд наваливается на меня отнюдь не за крикливых дурковатых оболтусов…
Да, а сам матч с канадцами, даже не в спортивном отношении, там можно говорить о нюансах, а как спектакль, сюжет которого пишется на твоих глазах, как азартнийшая, невероятно быстрая, то при этом тактически сложнейшая игра, был действительно, великолепен. А потом игроки повели себя по свински без всяких уже нюансов. Между прочим, в традициях классического русского, особенно провинциального, но и не только, театра, было делом обычным, когда и самые гениальные актеры после бенефиса назюзюкивалсь до состояния, далекого от человеческого. И никто их особенно за это не судил, проявляли снисходительность, впрочем, не без нотки презрительности и брезгливости. Что не мешало публике с большим удовольствием идти на следующее представление. А относительно хоккеистов, то за них и вовсе расстраиваться не стоит. Дело в том, что те из них, в ком на самом деле есть талант, очень скоро уедут в НХЛ, и там их, кстати, отнюдь не всегда самому хорошему, но всему, что положено, научат. И уж, во всяком случае объяснят, как следует относится к законодательству страны пребывания. Вон, братья Буре уж какие оторвы были, а сейчас, посмотрите, нечего более буржуазно-благопристойного и представить себе невозможно. А вот тех, кто особенно остервенело орет про пиндосов-америкосов, никто никуда в приличное место не пригласит, ничему не научит, и так они и будут продолжать орать у нас дома и все портить и портить мне и так уже затухающее к концу почти невыносимых праздников настроение…
Комментарии
Жаль, что херня.