Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Categories:

Алло, гараж!

Я сейчас эту тему только затрону, слегка и по касательной, хотя, у неё есть шанс оказаться самой интересной из всех надолго, а уж для меня-то лично точно навсегда. Но пока всерьез говорить нет сил и времени, потому лишь несколько мыслей пунктирно.

Последние годы стало модно и даже с разной степенью изящества формулируется писателями и философами типа Дмитрия Быкова во всех странах, что, мол, в шестидесятые мы мечтали, стремились и думали в двадцать первом веке осваивать новые планеты и присматриваться к дальнему космосу, а в результате осваиваем шестой айфон и присматриваемся к седьмому.

Тут, в подобных рассуждениях, много снисходительного высокомерия, хотя конечно нельзя отрицать и некоторую ноту высокой ностальгической тоски, придающей ворчанию определенный оттенок благородства. Но всё-таки мне думается, что это один из тех редких случаев, когда человечество как раз инстинктивно выбрало гораздо более умный и полезный путь. И переход направленности усилий из космоса в интернет был не бегством от высокого в обывательщину, а вовсе даже наоборот, заменой внешне эффектного, но туповатого, на менее яркое и героическое, но интеллектуально и всяко прочее много более глубокое и важное.

На самом деле пока ещё никто даже приблизительно и относительно не понял и истинного масштаба, и реальных грядущих последствий произошедшего перелома и поворота. Причем абсолютно в разных, казалось бы, не связанных между собой областях даже не деятельности или образа и способа мышления, а всего бытия в целом. Достаточно хотя бы только упомянуть один такой не самый уж будто важный и несколько периферийный нюанс, как возможность дистанционной работы коллективов, от производственных до творческих, когда сжимается и трансформируется пространство со временем, а за этим следуют столь массовые и принципиальные изменения, что дух захватывает круче, чем от любой космической скорости…

Но я слегка увлекаюсь, а ведь хотел только обратить внимание на небольшие практические вопросы, потому сворачиваю лирику и всего несколько слов по делу. Меня развлекает та борьба, что некоторое время уже идет с пока переменным успехом по всему миру, а вот тут и до нас уже добралась. Хотя в России и даже в Москве, несмотря на широкую рекламу, серьезной реакции ещё нет. Имею в виду всё эти базары по поводу интернетовских агрегаторов-диспетчеров (только не цепляйтесь к терминам, не в них проблема, а о чем я говорю, всем известно и понятно), удушающих таксистский пролетариат.

И тут сразу следует отметить, что наши власти оказались даже большими рыночниками, чем многие Западные. Но сути это не меняет, а лишь добавляет наглядности и развлекательности.

Ведь тут на самом деле всего лишь учебник истории для младшей школы с красочными веселыми картинками. Во второй половине 18 века изобретение ткацких станков ведь, если не заниматься назидательным высокомерием с двухсотлетней дистанции, а посмотреть трезво и с обычным человеческим сочувствием к реальным людям, и вправду принесло множество неприятностей до уровня трагедий. Элементарно кое-где с голоду начал народ помирать, лишившись работы. Ну, и множество ещё пакостей из этого следовавших.

Но смысл отнюдь ни в какой-то абстрактной исторической неизбежности прогресса. И не в том, что подлые и безжалостные производители хотели выпускать больше, быстрее и экономнее много всякой ткани. И не в том, что подлые транспортники хотели выгоднее возить всё больше товара. И не в том, что подлые купцы увеличивали оборот и наживались с большей скоростью. А в том, что все они вместе, и прежде всего, как раз те самые рабочие, после того, как они выходили с работы, хотели иметь много дешевой и качественной ткани для рубах и порток. И любыми теоретическими разговорами вместе с любыми же запретительными мерами нельзя было убедить человечество, что она должно носить одежду хуже и дороже.

Так и с этими самыми интернетовскими агрегаторами такси. Людям так удобнее, дешевле и проще. Остальное – чепуха и «разговоры в пользу бедных». И что на цивилизованнейшем Западе, что на наших диких просторах, вся эта «борьба» не имеет ни малейшего смысла, какие бы аргументы в её пользу ни приводились. Она попросту бессмысленна.

Если у меня в руках гаджет, при помощи которого я могу нажатием кнопки обеспечить себе машину для перемещения собственного зада из одной точки в другую быстрее и дешевле, чем любым иным способом, я нажму эту кнопку. А все дополнительные рассуждения, от безопасности (особенно, это для нашего-то человека!), до экономических интересов определенных слоев лицензированных перевозчиков, они останутся на потом, это вечером, за кружкой пива с приятелем, если случайно до подобных тем дотянет хмельная беседа…

Но бороться будут. И запрещать, и бастовать, и пугать, и ещё множество всяческих бессмысленных движений совершать, размахивая руками и сотрясая воздух с умным видом. Вместо того, чтобы уже поскорее начать подстраиваться под неизбежное, как, кстати, и делают наиболее умные и прозорливые. Однако, во всяком случае, наблюдать происходящее довольно любопытно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments