Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Categories:

Инопутеняне

Извините меня, темного, что воспринял для себя как новость, оказывается всем давно известное, но зато я честный и немного акын – что вижу, о том пою.

На ночь хотел кино посмотреть и наткнулся на какой-то странный сериал, задержавший на себе мое внимание некоторой нестандартной дурковатостью. Досмотрел эпизод не только до конца, но потом и последовавшую «встречу творческого коллектива со зрителями». Выяснилось, что сюжет довольно старый. Синдеева для «Дождя» ещё в позапрошлом году сняла «пилотник» и с тех пор собирает деньги на продолжение, впрочем, всё это вы можете и посмотреть, и почитать сами, если ещё остался кто столь же непросвещенный, как я.

Со своей стороны, никак затею комментировать не собираюсь, отношение к названному телеканалу единожды и окончательно уже высказал, но и лишнего плохого слова говорить не хочется. Моя супруга с дочкой «Дождь» смотрят регулярно, я же в личные женские дела не лезу никогда, чем спас и сохранил остатки нервов, так что тут для меня темы нет.

Но зацепил один нюанс посторонний, как говорили некоторые структуралисты моей юности, «внетекстовой». И, кстати, вот на той тусовке, что произошла на телезаписи после просмотра, первым, да и единственным обмолвился об этом человек, на мой сугубо субъективный, более того, наверняка излишне необъективный взгляд, психически не совсем здоровый, одаренный слишком альтернативно, да и просто нехороший – Максим Шевченко. Он сказал (я сейчас намеренно не дословно, а как запомнил, поскольку суть не в Максиме, а в моей обывательской зрительской реакции), что в «пилотнике» сериала никак не отражен и не объяснен один важный момент, а каким, собственно образом эти люди смогли прийти к власти? Потому, как у нас возможно сие или «по договорённостям, понятиям и преемственности», но тогда нет и конфликта, который подразумевается основой будущего сериала, или силовым путем, но тогда и проблемы, и методы их решения совершенно другие.

Сценарист и режиссер сериала, некто Роман Волобуев, которого представили как «модного и супервостребованного», но произведения которого мне, к стыду моему, совершенно неизвестны, в чем наверняка виноват только я, ответил довольно любопытно, что и показалось занимательным. Мол, они долго думали, но, собственно, единственное, чему никаких реалистических оснований придумать не смогли. Потому решили плюнуть и поступить по традициям киноклассики определенного жанрового направления. Вот просто так, без всяких предысторий и объяснений в России произошли честные выборы, на которых неожиданно даже для самой себя победила оппозиция, а прежнее руководство спокойно передало власть. Типа, произошло вторжение инопланетян. Ну, ведь никто же не обвиняет подобное допущение в том, что такого быть не может. Понятно, что не может. Но это лишь художественный прием, о принятии которого как бы изначально уславливаются, а уж потом всё происходящее далее можно оценивать в рамках правдоподобия, художественной же убедительности или наоборот, отсутствия таковой.

Именно тут я очередной раз с тоской убедился, насколько эти люди ничего не понимают в происходящем, даже если они самые модные и востребованные в либеральнейших и креативнейших кругах. Дело в том, что когда исходным допущением принимается вторжение инопланетян, то фантастичность здесь лишь в форме провокативного катализатора. А интересует и художника, и зрителя не он, а реакция реального общества, реальных государственных структур или реальных людей. Иначе получается в чистом виде «Чужой против Хищника», наверное, сам по себе забавный детский аттракцион, но это, согласитесь, всё-таки отдельное развлечение.

А если хоть относительно для взрослых, то интересно не само по себе вторжение и экзотичность инопланетян, хотя в этом отношении фантазия и эстетическая убедительность могут только приветствоваться при, естественно, соблюдении определённой меры и, главное, наличие вкуса и стиля, а именно как будут реагировать, например, те же американцы, их общество и государство. Не какое-то абстрактное и вымышленное, а вот именно то, реальное, которое существует сейчас. А китайцы под управлением их нынешней компартии будут реагировать иначе. Но не так, как при Мао. А сомалийцы ещё по-другому. А путинцы…

В том-то и дело. Столкнуть агрессивных инопланетян с реальностью, это попытаться проявить реальность. Уж другой вопрос, как конкретно в каждом случае это получается. Зависит от интеллекта и таланта авторов. Но сама по себе основа дает возможность моделирования ситуаций внутренне истинно правдивых и потому убедительных.

А Россия, в которой «произошли честные выборы, на которых неожиданно даже для самой себя победила оппозиция, а прежнее руководство спокойно передало власть», это как раз и есть та, фантастическая несуществующая страна, моделирование ситуаций в которой имеет интерес исключительно с точки зрения чистого искусства. Она к реальности относится неизмеримо меньше, чем даже мир, созданный фантазией Толкиена. У него было больше культурных, исторических, каких угодно корней. И уж во всяком случае не было основного глубинного противоречия. Состоящего в том, что в государстве способном на такого рода переход власти из одних рук в другие, и в нынешней России «Завтра» потребуются от действующих лиц принципиально разные, если ни диаметрально противоположные, эти самые действия.

Так что, «Дождю», конечно, всяческих успехов, но на мой взгляд и вкус, с таким пониманием реальности и зрелостью мысли, лучше бы всё-таки они снимали сериал действительно про вторжение инопланетян…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments