Вот опять вспомнил, когда читал некоторые комментарии к своему вчерашнему тексту. Многие пытаются со мной если не спорить, то дискутировать, практически всего лишь кратко пересказывая суть мню же написанного.
Но с другой стороны, и действительно, трудно возражать, если я всего лишь повторил пошлую и затертую очевидность. Человек может идентифицироваться государством исключительно как гражданин. Остальные же его особенности и качества, по которым он идентифицирует себя сам или идентифицируется иными субъектами, никакого юридического значения и смысла иметь не могут.
Они в другой плоскости находятся. И пересечение этих плоскостей опасно или для любой из сторон, то есть для личности и государства, или для обеих вместе и одновременно. Точка. Более я ничего сказать и не хотел, а, собственно, непосредственным побуждающим меня к повторению столь скучных прописей явилась несчетный раз запушенная властями в информационно-общественное пространство прекрасная идея прописать в Конституции права русских как титульной нации.
Но всё-таки, несмотря на то, что тут для меня нет и малейшего пространства для обсуждения, несколько нюансов в связи с читательской реакцией я хотел бы уточнить.
И, прежде всего, что я не такой наивный идиот, каким многим кажусь, и прекрасно понимаю, что в реальности и на практике высказанный мной принцип, а до меня миллионы раз другими, более умными людьми, да ещё и утвержденный мировым историческим опытом, в идеальном виде почти никогда не выдерживается. Но всё-таки с любой порочной практикой легче бороться, если она противоречит законодательству, а не наоборот, этим законодательством закреплена, тем более, основным законом страны.
И самая большая опасность разрушение всего появляется именно тогда, когда официально принимается нечто вроде «Нюрнбергских законов». Причем не только по отношению к национальности, но и к прочему выходящему за рамки обязательной юридической констатации, начиная от религии и заканчивая особенностями интимной жизни. Тут, кстати, русские не первооткрыватели, немцы не уникальные виртуозы и даже китайцы не рекордсмены. Болезнь извечная и массовая. Но единственное, что можно делать с болезнью, это диагностировать и лечить. Иначе смерть.
Второй момент заключается в том, что и здесь, как абсолютно во всем ином, очень легко здравый смысл извратить способом доведения до маразма. И одним из таких, по моему глубочайшему мнению, видов маразма является, например, борьба за права женщин, негров, гомосексуалистов или курильщиков, вместо борьбы за гражданские права и верховенство закона при обязательности равенства всех перед ним. В рамках определенной территории и не менее определенного мироустройства, это и является государством. И что, в свою очередь так же легко довести до маразма, как и противоположное. Скажем, снятием запрета женщинам заниматься определенными видами физического и вредного именно для женского организма труда.
И последнее, уже в виде картинки, которой один читатель проиллюстрировал свое мнение, хотя так до конца я и не понял, какое она имеет отношение к юридическому определению национальности, но как настоящий советский человек мнение своё всё равно хочу высказать.
«Когда в Москве танцуют лезгинку и режут баранов на улицах, вы граждан видите?» - написал читатель.
Ну, прежде всего, давайте тут отделим мух от котлет. Резать баранов, как и вообще забивать скот в публичных, специально не отведенных и не оборудованных для этого местах является элементарным нарушением закона, которое, в зависимости от обстоятельств должно неизбежно приводить к ответственности вплоть до уголовной. Тут опять же, и обсуждать нечего, а то что закон в данном случае часто нарушается, так эта тема именно общего в нашей стране нарушения закона, которая постоянно годами и являлась из основных на страницах этого Журнала.
А вот лезгинка тут совершенно отдельно. Если не на проезжей части и без особых помех окружающим, то какие могут быть претензии? Ещё при советской власти, даже не во время официальных «культурно-массовых мероприятий», а вполне себе самодеятельно если кто-нибудь решал станцевать не только лезгинку, но даже и фрейлехс, на который тогда смотрели много подозрительнее, то ни у кого никаких особо отрицательных эмоций не вызывало. Поверьте, говорю это не просто так, определенный опыт имеется.
Да, если компания была излишне на навеселе, милиционер мог подойти и порекомендовать вести себя несколько потише, и желательно было с ним не спорить, там действительно могло и пятнадцать суток случиться. Но окружающий народ точно всегда реагировал максимум нейтрально, а чаще всего и крайне положительно, вплоть до присоединения к танцующим.
Когда и в связи с чем лезгинка с одной стороны стала агрессивным жестом, а с другой начала восприниматься определенной частью людей, особенно жителей Москвы, как оскорбление? Думаю, никому тут ничего рассказывать, пояснять и напоминать не требуется. Только сам танец тут абсолютно не при чем.
И я ещё помню, когда уже от лезгинки шарахались с обиженными возмущёнными лицами, а пара подвыпивших хохлов пустились плясать гопака на Манежке, и проходящий народ, остановившись, принялся ладонями отбивать им две четверти с положенным «Гоп!» и широченными улыбками, так зажигательно мужики выкаблучивались.
Попробуйте сейчас это повторить в каком-нибудь общественном месте. То есть, наоборот, категорически не рекомендую и пробовать.
И, конец, по поводу окончания фразы читателя «вы граждан видите?» К сожалению, я в моей стране всё реже и меньше вижу граждан совершенно в независимости от того, какие танцы они танцуют и к какой национальности сами себя причисляют.