Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Institution de la religion

Тут очередной раз в публичном пространстве услышал от очередного же современного крупного мыслителя глубокую сентенцию, что мол, если у православных «молись, и всё будет хорошо», то у протестантов «трудись, и всё будет хорошо». Оттого они и живут иначе, не нам, лапотникам, чета.

Всегда подобное слушаю спокойно до полнейшего безразличия. А тут чего-то скривило. Видать, нервы. И перед тем, как пойти их поправить классическим способом, в котором единственно и мню себя истинным профессионалом, решил сказать несколько слов.

Это обычное невежество, приправленное дурно понятым Вебером, который и сам-то очень, мягчайше говоря, приблизительно понимал протестантизм. Но прежде всего, никакого протестантизма, особенно в отечественной интерпретации, вовсе не существует.

Это как антикоммунизм. Антикоммунистом может быть и европейский нацист, и русский монархист, и мусульманский фундаменталист, и американский либерал. Но в связи с этим антикоммунизмом странно искать между ними самими что-то общее. Так и протест против католицизма совершенно ничего как таковой не определяет. Но даже если плюнуть на всякие тонкости и иметь в виду стандартно на школярском уровне подразумеваемое нечто типа лютеранства, то и тут ничего не сходится.

Вообще, если серьезно, то одним из самых омерзительных для меня деятелей, кстати, в том числе, и политических, был Кальвин. Но именно как направление мысли, естественно, не религии или веры, поскольку я к сему не прикосновенен, а всего лишь мышления в чисто инструментальном значении, как раз кальвинизм представляется мне если не единственно, то, по крайней мере, самым продуктивным и интересным.

Правда, самым настоящим и глубоким кальвинистом был отнюдь Жан, а Мартин, хотя историческая карьера лютеранства сыграла с обоими злую шутку (а, может, и не такую уж злую), несколько всё поменяв местами и разведя мрачноватую строгость с жизнерадостными хлопотами по хозяйству в слишком противоположных направлениях. Но это мы сейчас оставим и ограничимся только одной уже упомянутой частностью.

«Работай, и всё будет хорошо», это как раз полностью противоречит кальвинизму. Для того, чтобы «было хорошо», то есть для спасения души, а если совсем просто, на уровне швейцарского козадоя и сыродела, для того, чтобы попасть в рай, не только работать, а и вовсе ничего делать не требовалось. Всё предопределено для каждого и изначально. И никакими человеческими усилиями хоть как-то изменить, даже слегка подправить невозможно. Вкалываешь с утра до ночи, сидишь, ждешь, или даже развратничаешь по максимуму – без разницы. Приговор давно вынесен.

А к работе это имеет вот какое очень косвенное отношение. Если у тебя нет терпежа дождаться результата спокойно и не дергаясь, то можешь попробовать заглянуть в ответы задачника. Для этого займись каким-нибудь делом, и, если оно у тебя хорошо пойдет и принесет серьёзней успех, то данный факт может служить показателем, что тебе предназначено спасение. Факт не абсолютный и ничего не гарантирующий, но с определенной степени вероятности всё же указующий и, возможно, добавляющий немножко спокойствия.

Типа своеобразного теста на беременность или определения на УЗИ пола будущего ребенка. В конце концов издавна женщины и без него прекрасно обходились, никто из-за этого хуже или лучше не родил, но, да, наверное, для желающих узнать побыстрее, это может оказаться полезным.

Потому в основе так называемой «протестантской этики» лежит отнюдь не стремление продуктивным трудом на личное и всеобщее благо заслужить спасение, а всего лишь элементарное гипертрофированное любопытство. В то время, как именно в православии, даже более, чем в классическом католицизме, ты можешь заслужить, по сути заработать, все преференции небесные и отнюдь не только молитвой, но и праведной жизнью, трудом на то самое благо и всё такое прочее.

А вот почему в реальности примитивное грешное любопытство исторически и практически оказалось неизмеримо эффективнее и продуктивнее самых высоких и задач, и принципов, это уже разговор отдельный. Но прежде чем его начинать, надо все-таки сначала определиться по понятиям, а не гнать постоянно с умным видом невежественную пургу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments