вторая

Родня

Признаться, я никогда не был большим поклонником групп «Цветы», «Парк Горького» или им подобных. Нет, никаких особо отрицательных эмоций, просто музыка такого рода находится вне круга моих интересов, ничего более. Однако так случилось, что ещё с отрочества я как-то довольно постоянно пересекался с деятельностью Анастаса Алексеевича Микояна, уже тогда более известного как Стас Намин. Самого его видел редко и мельком, даже шапочным знакомством это трудно назвать, но у нас было много общих приятелей. Что естественно, мы практически в одно время учились на «родственных» филфаках, как говорили в то время, «не столь узок круг, сколь тонок слой».

И он всегда производил на меня самое благоприятное впечатление. Несомненно, «из наших» и, что очень важно, никогда не был замечен в причастности к какому-либо дерьму. Короче, где-то далеко, но духовно и нравственно близкий, вызывавший уважение и абсолютно ничего негативного. Потому, случайно наткнувшись вчера на его интервью Познеру, не стал переключать канал и не пожалел.

Действительно, человек очень умный, тонкий, талантливый и во всех отношениях неординарный. И даже удивительно, насколько, при всей разнице во вкусах, уровне музыкальной образованности и культуры, мне оказались близки многие его мысли и мнения относительно множества имен и явлений, начиная от Битлз и Роллингов и заканчивая Заппой и Элтоном. Прямо бархоткой по сердцу, несколько десятков минут получал истинное удовольствие от беседы.

И тут разговор зашел об его деде Анастасе Ивановиче. Сразу должен подчеркнуть, что именно к этому Микояну лично я тоже испытываю детскую довольно нелепую слабость, связанную с такими ассоциативными и косвенными вещами, как «Книга о вкусной и здоровой пище», микояновские сосиски, майонез с томатной пастой и тому подобные приятные мелочи. А Стас Намин всегда был и остается безупречным антисталинистом и либералом в самом лучшем смысле слова. Но ту пургу, которую он тут понес, мне даже не хочется пересказывать или анализировать. Все стандартные штампы, типа, «это не он, это Ежов», «деду написали, а он только прочел», «да, невольно и вынужденно в чем-то участвовал, но инициатором никогда не был» и прочее подобное.

Всё понимаю. Близкий и любимый родственник. Конечно, бесспорный семейный авторитет и, можно сказать, глава династии. Никто ведь не требует, чтобы ты публично поливал его грязью и, тем более, каялся за грехи, к которым не имеешь никакого отношения. Но почему нельзя просто промолчать? Что так обреченно тянет за язык и заставляет вызывать раздраженное недоумение? Истинная загадка природы.

Великая тайна и загадка крови, как сказал бы классик.
вторая

Нихао

Я, конечно, про Америку реально мало что понимаю.

В отечественной экосистеме я родился, вырос, сформировался под её влиянием, да и сам, по мере скромных своих сил, всю жизнь пытался как-то, если не воздействовать на неё, то, по крайней мере с ней наиболее безболезненно взаимодействовать. Оценивать всё это можно как угодно, но так уж произошло, тут моё родное и до боли понятное на самом нутряном уровне. Если что-то происходит за десять тысяч километров от меня на окраине Чукотки, то мне сразу и предельно ясно почему, как, и чем закончится.

Со Штатами, естественно, совсем другая история. Там подавляющее большинство моих построений, мнений и расчетов в достаточной степени абстрактны и умозрительны. И если всё-таки, мягко говоря, многие мои предположения и ожидания сбываются, то это отнюдь не из-за моих великих аналитических способностей, а, видимо, потому, что существуют какие-то базовые основания достаточно общие для человечества вне зависимости от географии. Ну и, понятно, сочетания везения со счастливой случайностью, без этого никуда, тут и говорить нечего.

Я это всё только для того, чтобы пояснить свою реакцию на возмущенные и даже относительно угрожающие заявления США по поводу происходящего в Гонконге. С одной стороны, это полностью укладывается в логику моей уверенности, что в любом случае Трампу не удастся так уж принципиально изменить систему поведения страны и какие-то основные фундаментальные механизмы американского поведения всё равно останутся действующими в рамках главных ценностей. Но с другой, вынужден сознаться, что несколько удивлен, настолько это противоречит личной установке Трампа не лезть в чужие далекие дела, а уж особенно китайские, а бодаться на этом поле исключительно ради конкретных меркантильных сегодняшних интересов.

Похоже, папаша Си тоже несколько припух от неожиданности и ответил Трапу довольно резко, в манере более свойственной временам «последних китайских предупреждений», чем давно привычной торговой улыбчивости и стандартной лояльности тому, общение с кем очевидно выгодно и в любом случае экономически полезно. Но я сейчас в основном не о Трампе, а именно о Гонконге.

Англичане, конечно, большие засранцы. Несомненно, можно бесконечно цепляться за всякие юридические тонкости и придираться к разным нюансам деклараций и постановлений ООН по поводу деколонизации, но на самом деле суть по-человечески довольно проста и однозначно. Никакого договора об аренде Гонконга на девяносто девять лет Великобритания с КНР не заключала. Более того, она не заключала его и с Китайской республикой, правопреемницей которой со всеми мыслимыми натяжками можно было бы посчитать КНР. Но к империи маньчжурской династии Цин коммунистический Китай уж точно никакого отношения не имеет. Так что, всё это пустое лицемерие. Англичанам просто не захотелось заморачиваться и конфликтовать, правда, слегка они лицо постарались сохранить, но больше лениво крутили хвостом и валяли дурака, отдав Гонконг Китаю «по этническому принципу», самому тупому и нелепому из возможных. Без всякого референдума и вообще учета мнения населения региона.

А Гонконг сто лет жил отдельно и по собственным, хотя формально и считавшимся британскими законам. Это поколений, так, ориентировочно, пять. И особенно важно, что в таком виде подошел практически к концу двадцатого века не только вместе со всем цивилизованным человечеством, но даже по некоторым критериям и в авангарде этого самого человечества. И тут, на тебе, руководящая и направляющая роль коммунистической партии, вашу мать! Ну, не знаю, кому как, а лично мне было бы безумно обидно.

Нет, внешне и формально всё как будто довольно прилично. «Дна страна – две системы», прекрасная идея и выглядит вполне гладенько, почти ласково. Но, как говорил Владимир Ильич, по сути издевательство. Во-первых, те пятьдесят лет, на которые был подписан договор о переходном периоде, это только поначалу кажется много и далеко. Вот и глазом моргнуть не успели, а больше двух десятилетий промелькнули как один миг, и сорок седьмой отнюдь не за горами. Но даже не это самое главное. Британия не хочет и не может и контролировать, и гарантировать соблюдение этого договора в реальном смысле. Да это и изначально невозможно по самым глубинным и принципиальным основаниям.

В том и состоит фундаментальная ущербность подобных конструкций. Вот если бы было наоборот, то есть, великий и могучий полуторамиллиардный Гонконг и его особый район под управлением КПК, безопасность и свободу которого этот демократический Гонконг гарантировал бы, то при всех огромных практических сложностях у такого симбиоза ещё существовал бы хоть какой-то шанс. А тут затея полностью обречена. Коммунисты в любом виде и любого цвета, с любым лицом и любыми глазами не могут по своему природному внутреннему естеству позволить существование в своей стране «другой системы». Это биологически невозможно и противоестественно. Они неизбежно сожрут Гонконг просто как идею, если, конечно, в обозримом будущем сами не трансформируются, на что, честно говоря, у меня всё меньше надежд, а гонконгцам остается только молиться.

Самое, сказал бы забавное, если бы столь сильно не пахло кровью, в том, что изначальный как бы формальный повод протестов в Гонконге лично мне представляется далеко не однозначно бесспорным и праведным. Имею в виду непосредственно так называемый закон об экстрадиции. Но в этом мы сейчас совсем не будем подробнее разбираться, хотя тема сама по себе очень интересная, возможно, как-нибудь в другой раз. Дело же в данном случае совсем в другом. Они элементарно на животном уровне чувствуют коммунистическую опасность и не хотят туда. При всей вполне наглядной обреченности и несопоставимости сил. Не могут смириться.

Им временно относительно везет по причине внешней и к ним, собственно, имеющей довольно косвенное отношение. Великий и ужасный Си давно ввел бы в Гонконг войска, и никто бы не пикнул, Трамп бы, может, ещё и брякнул что-нибудь умное в твиттере, британцы бы утерлись в смущенном молчании, а мы всячески восторженно поддержали бы. Но вождь хочет того, что и они все. Войти в истории как можно громче и глубже. А самый в его понимании надежный и эффективный способ для этого, объединиться с Тайванем, в смысле, естественно, присоединить и проглотить остров. А там ситуация все же несколько посложнее, чем с Гонконгом или Макао. Пока ещё еще Си не готов полностью положиться на свои армию и флот. Ему нужна реальная помощь местной «пятой колонны». А у той легенда про «одну страну – две системы» является основным из главных козырей. Однако ключевое слово здесь «пока». Грустно, но так.

А вообще ситуация очень подробно разобрана и описана в гениальном провидческом романе Аксенова. Страшная и дьявольски соблазнительная идея Общей Судьбы продолжает безукоризненно работать и перемалывать человеческие судьбы «во имя». К огромному сожалению у меня нет никакого оптимизма относительно будущего жаждущей свободы молодежи Гонконга. Но всей душой я с ними.
вторая

И снова зеркало

Такая вышла случайная и неожиданная рифма с моей предыдущей репликой.

Я никогда не вспомнил бы об этом, повод давно не просто обсужденный до последних мелочей и последних взаимных оскорблений, но и вовсе заболтанный, разошедшийся на какие-то вторичные ссылки и совсем затертые пошлости. Но тут только что в некой беседе, опубликованной на сайте «Эха», сам Дмитрий Быков зачем-то снова упомянул о том, что его многие не любят в Израиле за то, что двенадцать лет назад он в одном интервью на «Свободе» сказал, что «создание Израиля в этом месте и в это время представляется мне исторической ошибкой». И подчеркнул, что не собирается не то, что извиняться за это, но и вовсе продолжать объясняться, считая полным свое право иметь любую, в том числе и такую, собственную точку зрения.

Тут у меня, относительно права, нет и малейших сомнений, а уж пытаться спорить с Быковым по данному поводу и вовсе нелепо до смешного. Тем более, даже при большом желании я не смог бы сделать это лучше, чем Игорь Губерман, который несколько позже, когда Дмитрий Львович с этим эстрадным номером приехал выступать в тот самый ошибочный Израиль, заметил: «Я слышал эту вашу теорию, и это, по-моему, херня, простите меня, старика. Вы говорите много херни, как и положено талантливому человеку. Наверное, вам это зачем-то нужно – может, вы так расширяете границы общественного терпения, приучаете людей к толерантности, всё может быть. Я вам за талант все прощаю». Там дальше он ещё кое-что любопытное изложил, но я сейчас несколько про другое, потому остановлюсь на сказанном.

Для меня сейчас суть не в том, что думает и считает по этому поводу Быков, как на это реагируют некоторые израильтяне и насколько всё упомянутое имеет хоть малейшее значение. А в какой мере названные израильтяне вообще являются евреями, тут тема совсем отдельная, к которой мне ещё только предстоит подступиться и, боюсь не скоро. Здесь пока любопытнее другое. От чего всё это неизбывное и вечное мудрствование относительно миссии и Божественного предназначение еврейского народа, русского народа, папуасского народа, человеческой расы и прочего подобного высокого, и почему именно какая-то часть евреев, хотя, конечно, отнюдь не только, так склонна к нескончаемому обсуждению этих проблем?

Мне представляется, что частично объяснил причину другой еврейский мыслитель, хоть и несколько свихнувшийся в какой-то момент, но от того не менее великий, Михаил Веллер: «это странное ощущение, оцепеняющее однажды ужасом, когда смотришь в зеркало и вдруг понимаешь, что видишь там еврея». Догадываюсь. Ужас, не ужас, но, видимо, действительно не самое приятное ощущение.

Вероятно, не знаю, насколько беда, но, во всяком случае, причина моего недопонимания со многими в том, что, когда я смотрю в зеркало, то вижу там не еврея, русского или даже просто представителя человеческой цивилизации, а исключительно только самого себя, да и то с естественными оптическими искажениями.

Вы знаете, есть одна довольно известная и относительно распространенная конспирологическая теория, которая с годами привлекает меня всё больше и больше. На самом деле то, что мы считаем недостатком и опасностью, то есть избыточное производство мусора, и является главным смыслом нашего существования. Иноземные корабли представителей высшей цивилизации пользуются Землей как своего рода бензоколонкой, где они заправляются, перерабатывая методом холодного синтеза наши плохо разлагаемые в обычных условиях отходы в необходимые для себя материалы и энергию. А нас изначально для того и создали, чтобы мы производили эту как будто дрянь. И никакой другой миссии, никакого иного предназначения не существует. Эта мысль каждый вечер греет меня, когда выхожу с пакетом на лестничную клетку к мусорному баку.

А вообще, должен признаться, что из всех идей Дмитрия Львовича Быкова на меня когда-то больше всего произвела впечатления вот какая. Он рассказал, что давно бросил пить, потому, типа, что не любит, когда дуреет со спиртного и, главное, плохо себя потом чувствует. Ведь многие дуреют и не меньшее количество затем мается, но мало кто может столь серьезно к себе относиться и иметь такую стальную волю, чтобы по столь незначительным причинам взять, да решительно и бесповоротно завязать. Тут, мнится мне, и есть основные корни избыточных мучений по поводу миссии и предназначения.

Поверьте, хорошее похмелье сильно смиряет гордыню.
вторая

Это не про смерть

В Уфе жители еще недостроенного ЖК "Цветы Башкирии" выступили против запланированного по соседству строительства хосписа. Будущие жильцы считают, что это плохо отразится на их психологическом состоянии. Это не первый случай, когда соседи не в силах мириться с тем, что рядом находятся смертельно больные люди.

Очень не хочется в таком вопросе лицемерить перед самим собой. Был бы я лично рад и доволен, если бы напротив моего подъезда или прямо под моими окнами построили детский хоспис?

Не знаю. Не уверен во всех оттенках своих чувств. Вполне возможно, как человек достаточно эмоциональный и впечатлительный испытал бы или испытывал бы моментами определенный дискомфорт о такого не самого веселого соседства. Возможно, могла бы возникнуть ситуация, когда брошенный в ту сторону взгляд или какая-то сцена у въезда в заведение испортила бы мне настроение, обрекла на мрачные мысли и вообще доставила достаточно неприятные ощущения. Я не святой и не каменный, очень многие обычные человеческие слабости мне не чужды.

Но вот что я знаю абсолютно точно. Никогда не смог бы не то, что публично протестовать, но даже в частной беседе сказать хоть слово против строительства детского хосписа рядом со своим домом вне зависимости от аргументов, будь это абстрактное «морально тяжело» или, например, самое практическое «такое соседство понизит цену принадлежащей мне недвижимости».

И дело тут совсем не в моем отношении к смерти, своей или чужой, детей или стариков, а примитивно в том, что не представляю, как после этого смог бы жить дальше. Как смотреть потом в зеркало. Вот об этом даже страшно подумать.
.
вторая

Бремя серого человека

Заголовок не мой. Выражение попалось во вчерашнем комментарии одного читателя. Тоже не знаю, его ли, но мне пришлось под настроение, потому использую.

Однако повод в данном случае более конкретный, хотя, на мой взгляд, не совсем уже из другой оперы. Впервые за четверть века отменили ежегодный показ моды нового сезона Victoria’s Secret. Причины указывают самые разные, в основном чисто практические и экономические, основывающиеся на том, что последние несколько лет продажи этой марки уменьшаются, а прибыли, естественно, падают.

Всякие голоса раздаются, мол, человечество пресытилось столь активной демонстративной сексуальностью, да и чего за большие деньги на полуобнаженных баб смотреть, щляющихся по подиуму, когда в пару кликов можешь получить из интернета во весь экран любую свою самую затейливую фантазию вообще без трусов.

Но наиболее сведущие реальные маркетологи, знающие ситуацию изнутри и серьезно работающие на рынке, называют совсем иную причину. Я не выдаю её за истину в последней инстанции, но, исходя из общей логики развития готов, если не согласиться, то, по крайней мере, очень внимательно прислушаться. К примеру, не знаю, приняты ли уже какие-то конкретные решения, но я читал и слышал без всяких шуток рассуждения о том, что в английских театрах следует отменить многовековое традиционное обращение: «Леди и джентльмены!». Поскольку это не корректно по отношению к трансгендерам, пока не определившимся с собственным полом. При этом самих трансгендеров в Великобритании что-то порядка четырех с чем-то тысяч на всю страну. И тем не менее, надо уважать.

Так, говорят, и с «Викторией сикрет». Мировой бренд, гигантскую корпорацию съели трансгендеры. Конечно, не без помощи прочих «меньшинств», кстати, не только сексуальных, скажем, «сайз плюс» тоже туда входят, но в основном всё-таки именно они. Поскольку их интересы недостаточно учитывались. Нехорошо пропагандировать эстетические шаблоны тоталитарного угнетательского большинства в ущерб или хотя бы без пристального интереса к проблемам исторически угнетаемых.

Ещё раз повторю, не настаиваю, но на тенденцию не могу не обратить внимания. Какими хорошими, добрыми и мягкими были при советской власти не только редкие священники, но и просто верующие, хоть как-то воцерковленные люди. Не говорю уже о сияющих внутренним светом богомольных старушка, но и некоторые весьма интеллигентные, образованные и истинно духовные личности. И что с ними в массе произошло, когда они даже не то, что пришли к власти, но по крайней мере стали очень влиятельной и мощной силой?
Как прекрасен был в своем яростном беззащитном нравственном порыве великий протопоп Аввакум. Не сравниваю масштабы личностей, но вызывает уважение последовательность и бескорыстие оппозиционного Сергея Удальцова. А что произошло, если бы кто-нибудь из них пришел к власти или хотя бы получил рычаги реального силового воздействия на общество?

«Боюсь, как дьявольской напасти, Освободительских забот; Когда рабы приходят к власти, Они куда страшней господ». Трюизм и пошлость. Общее место. Единственным, на сколько мне известно, случаем полностью успешного восстания рабов и создания собственного государства было Гаити. Больше двухсот лет прошло. Результаты на лицо.

Не хочу более множить примеры, это бессмысленно, поскольку они бесчисленны. Но значит ли это, что не следует освобождать рабов или рабам прекратить бороться за свое освобождение? Не могу пользоваться понятием вины не только потому, что не в праве, но и по более примитивной причине, элементарно не владея этим инструментом. Однако по моим личным субъективным ощущениям основная изначальная ответственность лежит не на угнетаемых, а на угнетателях.

В конце позапрошлого века англичане бросили в тюрьму и сломали жизнь Оскару Уайльду за «грубую непристойность с лицами мужского пола». Больше через полвека после этого они, согласно всё той же «поправке Лабушера» по сути угробили Алана Тьюринга. Людей, несомненно входящих в элиту тех, кому эта страна обязана своей славой. Несет ли за это ответственность британское общество того времени? Считаю, что полное.

Но меняет ли это суть происходящего сейчас? Когда, получив силу и влияние, многочисленные лобби разных «меньшинств» пытаются установить свои тоталитарные правила, доводя многое до абсурда и практически терроризируя многих «обычных» и стандартных окружающих. Короче, бесчинства некоторых нынешних негритянских американских банд никак не оправдывают тех, кто ещё в пятидесятых запрещал в автобусах черным садиться рядом с белыми. Но и запрещавшие никак не оправдывают бандитов.

Не люблю и не хочу выбирать «из двух зол». Мне это принципиально отвратительно. Но «ангелов Виктории» жалко. Классные были телки. Хотя, конечно, и бляди, сэр.
вторая

И ещё

Нет, шутки шутками, а я действительно с превеликим удовольствием посмотрел бы на Парад победы, где Росгвардия к мавзолею швыряла бы поверженные украинские корабельные унитазы.
вторая

Да, чё там, пишите сразу в плен

Нет, я прекрасно понимаю, что это не просто не мое собачье дело, а настолько абсолютно не мое, что даже любой самый вежливый мой вопрос на эту тему может быть воспринят как кровное оскорбление.

Но, искренне надеюсь, моя репутация в этом отношении столь бесповоротно испорчена, что я всё-таки осмелюсь задать такой вопрос. Ну, скажите, нахрена украинцам это ОРДЛО? На любых условиях.

То есть, естественно, я говорю не о какой-то фантастике с участием марсиан или рептилоидов, а на любых реальных мыслимых условиях. Не только сформулировать, но и хоть как-то приблизительно и туманно я не могу вообразить ничего, что принесло бы какую-нибудь внятную пользу и не закончилось бы продолжением дальнейшего кровавого позора.

Зачем тупо и усердно стараться забить этот ржавый гвоздь себе в задницу? Тут даже не мазохизм, а предельно обостренный и извращенный суицидальный синдром. Стена, только та самая стена с пулеметчиками на вышках и свежеперепаханной контрольной пограничной полосой.

Простите. Понятно, что я паршивый патриот любой страны и мне не дано понять тонкие струны вашей души, для которой смертельно болезненна сама мысль, что хоть пядь родной земли может быть отторгнута. Меня, правда, не то, что извиняет, но, возможно, немного объясняет мое поведение то, что большую часть детства я провел в магаданских карантинных дизентерийных бараках. А там главной задачей было не заразиться.

Правда, похоже, тут зараза уже проникла всюду. Но не уверен, что это повод дополнительно столь активно стремиться объединиться с лепрозорием.
вторая

Необходимое и достаточное

Честно слово, когда я в предыдущем тексте упомянул, что у меня заболел сын, то сделал это без малейшего желания вызвать повышенный эмоциональный отклик или воспользоваться в иных корыстных целях столь сильным, но, надо признать, не очень честным приемом и аргументом. Просто к слову пришлось по теме достаточно абстрактной и теоретической, без всякого расчета на особое сочувствие. Дело житейское, у всех и всегда дети болеют, в данном случае, очень надеюсь, ничего особо страшного и исключительного, а нам не привыкать.

Но довольно для меня неожиданно относительно много читателей, не обратив более никакого внимание на остальное мною сказанное, начали писать мне пожелания здоровья сыну и слова поддержки. Спасибо вам всем огромное! Правда, тронут был до слез. Но во ещё что хотелось сказать.

Когда-то предельно мною любимая и уважаемая Наталия Ивановна Басовская обмолвилась, что, чем дольше она живет, тем более скептически смотрит на перспективы и состав человечества. Я был ещё достаточно молод, потому воспринял это высказывание как естественное ворчание пусть и очень умного, но старого и сильно уставшего человека. Однако с годами, к сожалению, я сам всё более убеждаюсь в её правоте и относительно перспектив, и по поводу состава.

Но вот что любопытно. Как-то в начале восьмидесятых мы с напарником ставили сруб в одном сибирском портовом поселке и работали на углу последнего, двадцатого венца. Под вечер несколько утомились, видимо, внимание слегка рассеялось, я резко разогнулся с плотницким топором в руках, а напарник в тот же момент согнулся что-то рассмотреть. И угол топора пришелся ему в район надбровной дуги, я даже сразу не понял куда, но удар был по ощущениям жуткий, кровь во все стороны и ощущение, что пол головы разнес.

Я взвалил его на спину, сбежал вниз по лагам и помчался по берегу, через территорию порта по направлению к фельдшерскому пункту. Что-то такое, наверное, пытался выкрикивать по дороге, но, думаю не особо внятное, берег дыхание, напарник был тяжелый, а я подозревал, что счет идет на минуты и промедление в буквальном смысле смерти подобно. Однако всем и так всё было ясно и видно. Несколько сот человек вокруг работало, и они наблюдали, как один мужик куда-то волочет другого, издавая некие несомненно тревожные звуки, и по песку тянется кровавый след. Но никто особо массово не кинулся на помощь. Большинство продолжило заниматься своими делами, действительно нужными и в тот момент много более важными лично для каждого из них.

Большинство. Даже подавляющее большинство. Но нашлись трое, которые подбежали и подставили руки. Собственно, больше было и не нужно, только мешали бы друг другу. А так донесли вовремя, глаз парню спасли и вообще тогда повезло, ещё несколько сантиметров и конец, тут же через пару недель он уже на работу вышел.

И как-то так по жизни получается, что большинству на тебя наплевать, но при этом обычно находится необходимый и достаточный минимум тех, чья искренняя и добровольная помощь оказывается полезной и эффективной. Вот ещё раз перечитал, подумал и решил, что, видимо «обычно» - это я несколько излишне оптимистично. Скорее «иногда». Иногда находится.

А иногда и нет.
вторая

Белая каша по чистому столу

Венецию сильно затопило. И гордые итальянцы, по-моему, впервые за долгое время обратились к мировому сообществу за помощью, в том числе и примитивно финансовой. То есть, не только к специализированным службам каких-то государств, но и к обычным с просьбой скинуться, кто сколько сможет. И буквально за несколько часом наши то-менеджеры крупнейших корпораций собрали больше миллиона евро.

Тут же со всех сторон, кстати, и от «либералов», и от «патриотов» раздались голоса, что в стране, где от нехватки средств умирают больные старики и дети, где на операции по спасению жизней нередко приходится собирать с миру по нитке, подобное поведение не очень нравственно.

В восемьдесят седьмом году я был в Пицунде, в доме отдыха издательства «Правда», к которому тогда относилась «Крестьянка», где в то время работал. Помню так точно по ряду личных причин, среди которых и то, что единственный раз при советской власти отдыхал в тот раз на теплом море. Фильм Лопушанского «Письма мертвого человека» уже примерно год как вышел, но, несмотря на международный успех, у нас в стране его прокатывали слабо, вот администрация соседнего пансионата Союза кинематографистов и решила устроить в собственном кинозале что-то типа «просмотра для своих». Я, естественно, пошел, а после сеанса в баре желающие остались попить пива и поделиться впечатлениями.

Компания случайно подобралась исключительная и редкостная. Я в другой ситуации никогда в подобную не попал бы (да и не попадал). Кроме всяких прочих известных людей, вроде Радзинского, были шесть-семь кинорежиссеров первого тогдашнего уровня, типа Абдарашидова, Арановича, всех уже сейчас точно не назову, врать не хочется, но действительно «высший свет».

А в фильме, если кто помнит, одна из сюжетных линий в том, что отбирают людей для стационарного бомбоубежища, где есть возможность выжить, но группу больных каталепсией детей не берут, поскольку власти «не могут обеспечить жизнью даже здоровых», обрекая по сути их на смерть. Долго этот момент обсуждали, и тут кто-то из режиссеров говорит. Мол, что тут долго теоретизировать и фантазировать, эта атомная война уже давно идет, так как этот отбор всё равно постоянно происходит, кого-то хватает сил и средств спасти, а большинство в любом случае обречено.

И как-то дискуссия прекратилась, народ затих, допил и разошелся. А мне почему-то запомнилось на всю жизнь, хотя не ахти какая великая мудрость была высказана и никаких особых философских открытий не сделано. Просто под настроение пришлось и в последующие годы, к сожалению, слишком часто вспоминалось в конкретных соответствующих ситуациях.

Так получилось, что лично для меня Венеция значит очень много. Безумно её жалко. Но я денег не послал. Наверное, лицемер и жлоб.

У меня сегодня сын заболел. Жалко мне его неизмеримо больше, чем всю Венецию вместе взятую. Естественно, всё что смогу, для него сделаю. Однако слишком уж ограничены наши силы. Даже эмоции приходится экономить. Идет война.
вторая

Изжога бывает не только с похмелья

Всё чаще мне попадаются высказывания, особенно из уст скептически настроенных по отношению к российским властям товарищей, вроде «эйфория от Крыма закончилась». И приводят самые разные причины этого происходящего, по их мнению, процесса. Типа пенсионной реформы, снижения уровня доходов, экономической стагнации, каких-то политических глупостей руководства и тому подобного.

Мне всё это представляется полной глупостью. И эйфория тут не причем. Человек, получивший удовольствие от «восстановления исторической справедливости», это не просто выпивший лишнюю рюмку на корпоративе. Как сказано в прекрасном фильме, урожденном «Внуке Гагарина»: «Русский – это не цвет жопы, а состояние души». И если «крымнашист» после этого обиделся, что ему увеличили пенсионный возраст и перестали повышать зарплату, то это никак не меняет его сути. Тут принцип «один раз – не педераст» не срабатывает.

Когда на Сахарова проходили митинги по поводу московских выборов, одна украинская журналистка написала, объясняя, почему она душой не может быть с протестующими, что если бы там перед входом на площадь установили вместо металлоискателей рамки, пропускающие только не согласных ещё и с присоединением Крыма к России, то почти никто не прошел бы. По форме, конечно, несколько наивно и даже дурковато, но по сути на самом деле предельно точно и верно.

Тут в комментарии к предыдущему моему тексту один читатель написал: «А вы сильно постарели за последнее время. И это заметно». Спасибо, доктор. Я знаю.